О фирме

 
Архив о ходе и результатах тренажерной подготовки

Главная  —  О фирме  —  Общие сведения

Общие сведения

Сегодня сложилась ситуация, когда говоря слово "тренажер", каждый понимает под этим нечто свое. Поэтому прежде всего определим, о чем идет речь.

В процессе производства электроэнергии задействованы специалисты различных специальностей, включая машинистов котлов и турбин, электриков, химиков, КИПовцев и т.д. Всех их надо учить. Тепловые тренажеры, разрабатываемые фирмой "Тренажеры для электростанций", предназначены для обучения машинистов котлов и турбин, электрические тренажеры - для обучения оперативного персонала электрических цехов.

Квалификация машинистов котлов и турбин, а также электриков, определяется как минимум 2 составляющими:

  • теоретическими знаниями и знаниями нормативно-технической документации, в том числе знаниями инструкций по эксплуатации;
  • умение применять теоретические знания на практике.

Разрабатываемые нашей фирмой тренажеры предназначены для тренировки практических навыков управления (умения).

Практические навыки машинистов котлов и турбин также состоят как минимум из 2 составляющих:

  • умение взаимодействовать с установленной на блоке АСУ, либо традиционной с блочным щитом, либо современной компьютерной АСУ, включая умение найти нужную информацию, выбрать нужный ключ, повернуть его в нужную сторону и так далее – моторные навыки;
  • умение анализировать создавшуюся на оборудовании ситуацию и принимать правильные управляющие решения – интеллектуальные навыки.

Тренажеры, разрабатываемые фирмой "Тренажеры для электростанций", предназначены главным образом для тренировки интеллектуальных навыков по анализу ситуации и выработке правильных управляющих решений во всех режимах работы оборудования, включая наиболее сложные из них, такие, как пуски из различных тепловых состояний, изменение нагрузки котла и/или турбины, останов оборудования, консервация в горячем резерве, расхолаживание, и так далее.

Признавая важность моторных навыков, мы тем не менее считаем, что выработка и поддержание на должном уровне интеллектуальных навыков – это наиболее сложная часть задачи по подготовке и поддержанию квалификации машинистов котлов и турбин. Для решения этой задачи нужны специализированные технические средства – тренажеры. Фирма "Тренажеры для электростанций" разрабатывает как раз такие тренажеры.

К тренажерам, используемым для тренировки интеллектуальных навыков, предъявляются повышенные требования в части качества моделирования технологических процессов. При этом если тренажер предполагается использовать для тренировки интеллектуальных навыков операторов в широком спектре наиболее сложных режимов работы оборудования, то тренажер должен адекватно воспроизводить эти режимы. Поэтому основные усилия сотрудников фирмы "Тренажеры для электростанций" направлены на постоянное совершенствование качества моделирования.

Существует несколько принципиальных подходов к тому, как строятся модели объекта для тренажера.

Наиболее распространенный в мире подход заключается в том, что разработчик по существу имитирует известные переходные процессы на оборудовании: разгрузку блока, нагружение, останов блока в горячий резерв, пуск блока из холодного состояния и так далее. И чем больше переходных процессов воспроизведено в тренажере, тем тренажер лучше и дороже.

Другой подход, который фирма "Тренажеры для электростанций" успешно применяет уже в течение многих лет, состоит в том, что процессы на оборудовании реализуются как результат структурных и конструктивных характеристик оборудования на основе фундаментальных физических законов сохранения тепла и вещества, а также законов термодинамики, теплопередачи и так далее. На таком тренажере оператор может в любой момент выполнить любое действие, в том числе и неправильное, а тренажер ответит так же, как в подобной ситуации на такие же действия ответил бы реальный блок.

Более подробно различные подходы к моделированию описаны в статье "Развитие технологии моделирования процессов энергоблоков тепловых электростанций".

Конечно, сама по себе модель объекта, пусть даже и очень качественная, еще не является тренажером. Чтобы некоторая программно-аппаратная система могла бы называться "Тренажером для выработки интеллектуальных навыков операторов котлов и турбин", качественная модель объекта, безусловно, необходима, но только ее недостаточно. Необходимо, как минимум, следующее:

  • станция инструктора, реализующая все стандартные на сегодняшний день возможности тренажеров, а именно, загрузка исходного состояния моделируемого объекта, сохранение текущего состояния моделируемого объекта, режим моделирования, режим замороженного состояния, моделирование в реальном времени, моделирование в ускоренном/замедленном времени и так далее;
  • станция оператора с дружественным интерфейсом, позволяющая оператору в удобной форме воспринимать информацию с виртуального объекта и выдавать управляющие воздействия на виртуальный объект;
  • программная система, связывающая все части тренажера воедино, которая обеспечивает взаимодействие и синхронизацию во времени всех элементов тренажера.

Все эти элементы в тренажерах фирмы "Тренажеры для электростанций" по своим возможностям не уступают лучшим мировым аналогам.

Более подробно возможности станции инструктора в наших тренажерах описаны в разделе Особенности программного обеспечения.

Тепловая энергетика в части обучения персонала традиционно ровняется на атомные станции, полагая что технология обучения персонала в атомной энергетике является эталоном. На наш взгляд, ряд особенностей атомной энергетики по сравнению с тепловой, делают опыт подготовки персонала в атомной энергетике не вполне применимым для тепловой энергетики.

Основной проблемой в атомной энергетике является ядерная безопасность. Кроме того, атомные блоки спроектированы для работы в базовом режиме, поэтому их стараются лишний раз не дергать, они редко останавливаются, редко пускаются, относительно редко разгружаются, пуски в основном производятся из холодного состояния. Во всех реальных режимах работы АЭС вопросы экономичности остаются на втором плане – основное это ядерная безопасность. Исходя из этого на атомных станциях созданы особые условия, в том числе и экономические, для закрепления персонала за каждым энергоблоком . В таких условиях целесообразно использовать полномасштабные тренажеры ориентированные на моторные навыки и аварийные ситуации.

На тепловых станциях проблемы другие. Аварии здесь тоже могут дорого стоить, но они не имеют катастрофических последствий. Блочные щиты различных блоков на одной станции могут иметь существенные отличия, а условия для закрепления персонала за энергоблоком не созданы. Если в структуре затрат тепловой станции затраты на топливо составляют более 80%, то вопросы повышения среднего КПД блока даже на 0.1% по крайней мере не менее важны, чем вопросы безаварийности. А некоторый ощутимый прирост КПД могут дать даже такие вещи, как работа в режиме минимального дросселирования на клапанах, минимальное использование впрысков и так далее. Кроме того, временные остановы и последующие пуски из получившегося исходного (не обязательно холодного) состояния происходят достаточно часто. При этом если бы все пуски делались, как из холодного состояния (т.е. при малом исходном расходе топлива и медленном прогреве компонентов), то ситуация для оператора сильно бы упростилась. Но дело в том, что после временного останова почти всегда требуется пустить блок как можно быстрее. Нормально можно пуститься из горячего состояния за 2-2.5 часа, но для этого оператор вынужден давать относительно много топлива, вынужден все делать как можно быстрее, поскольку если он потеряет условия для горячего пуска, то ему уже придется делать теплый пуск – а это требует значительно больше времени. Кроме того, излишние потери времени на пуск – это потери топлива. И оказывается, что для выполнения так поставленной задачи одного знания инструкции по эксплуатации уже недостаточно. Надо глубоко понимать технологию.

Для разработчика тренажера легче смоделировать 20 аварийных ситуаций, чем воспроизвести теплый пуск из произвольного теплового состояния, потому что активная фаза ликвидации аварийной ситуации занимает 15 – 20 минут, а активная фаза при теплом пуске длится несколько часов.

Все вышесказанное означает, что хорошие тренажеры для тепловой энергетики должны реалистично воспроизводить длительные процессы, в которых операторы делают тысячи управляющих воздействий.

В статье "Развитие технологии моделирования процессов энергоблоков тепловых электростанций" описаны 3 поколения тренажеров с точки зрения технологии моделирования объекта. В России большинство разработчиков до сих пор создают тренажеры, комбинирующие принципы тренажеров 1-го поколения (Т1П) и тренажеров 2-го поколения (Т2П). Причем для воспроизведения нормальных режимов в диапазоне нагрузок от 50 до 100% применяются в основном принципы Т2П, а для воспроизведения большинства других режимов используются в основном принципы Т1П. И только фирма "Тренажеры для электростанций" создает тренажеры 3-го поколения (Т3П).

Приобретая у нас тренажер, вы получаете инструмент, который поможет вам научить оперативный персонал исключить отказы оборудования, связанные с неправильными действиями персонала, и необязательные потери при работе оборудования, тем самым поднять КПД своих энергоблоков. Факт, что в России на станциях, на которых нет наших тренажеров, даже самые опытные представители оперативного персонала не приучены обращать внимание на экономическую составляющую работы энергоблоков, в то время как те операторы, которые прошли через наши тренажеры, понимают каким образом немного изменив режим работы энергоблока, можно улучшить его экономические параметры и умеют это делать.

На сегодня в России только наша фирма создает тренажеры, моделирующие весь тепловой энергоблок во всех режимах его работы, которые обеспечивают получение обучающимися интеллектуальных навыков, в том числе и навыков работы на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).