+7 495 360 4777

Адрес: Россия, 107023, г.Москва, Семеновский переулок, д.15, оф.224

Факс: +7 495 360 0926

Еmail: pps@edunet.ru

 
Архив о ходе и результатах тренажерной подготовки

Главная  —  Полемика

Полемика с конкурентами

Признательность профессору Магиду.

Утверждение. Выработка у операторов моторных навыков – это одна из основных целей обучения на тренажере.

Ответ. По нашему мнению выработка моторных навыков не является основной целью обучения операторов на тренажере. И ссылки на любые важные документы, принятые когда-либо, ничего не меняют.

Во-первых, во всех эксплуатационных ситуациях, когда требуется быстрое воздействие на несколько органов управления параллельно, эти действия в современных АСУ ТП энергоблоков все равно не возлагаются на операторов, потому что принято, как очевидное, что самые совершенные моторные навыки человека не могут надежно обеспечить успех таких действий – они возлагаются на системы защит и блокировок, которые включаются в работу не оператором, а автоматически, и которые оператор не имеет права отключать. Действия, которые выполняет оператор – это действия, на которые есть время, а значит есть возможность их обдумать. Моторные навыки в таких действиях – аспект второстепенный.

Во-вторых, сами моторные навыки усваиваются гораздо легче и быстрее, чем интеллектуальные. Классическим здесь является пример с водителем автомобиля. Человек, прилетевший из России в другую страну, и взявший на прокат автомобиль, с высокой вероятностью получит автомобиль, в котором органы управления и приборная доска отличаются от того, к чему он привык. Но если он достаточно опытный водитель, то на адаптацию к незнакомым средствам управления, т.е. на адаптацию моторных навыков, уходит не более часа, в то время как освоение особенностей движения в незнакомой местности, при непривычной системе разметки и дорожных указателей, может занять значительно больше времени.

В-третьих. На многих российских электростанциях даже однотипное оборудование имеет различные блочные щиты управления. Оперативный перевод операторов с одного блока (котла, турбины) на другой того же типа, но с другой компоновкой щита управления не вызывает серьезных трудностей и широко практикуется. В то время как перевод на оборудование другого типа, требующего других интеллектуальных навыков – ситуация весьма редкая.


Утверждение. Только полномасштабные тренажеры с блочным щитом могут использоваться для обучения операторов, компьютерные тренажеры вредны.

Ответ. Это утверждение было бы правильным, если бы основной целью обучения операторов было бы тренировка у них моторных навыков. Если основная цель обучения – это получение и тренировка интеллектуальных навыков у операторов по управлению технологическим процессом, то на наш взгляд, главное значение имеют следующие свойства тренажера:

  • полнота представления информации о состоянии технологического оборудования
  • удобство получения и анализа информации
  • удобство управления энергоблоком в условиях тренажера
  • адекватность моделирования объекта
  • наличие стандартных для современных тренажеров сервисных функций, таких как загрузка исходного состояния, заморозка процесса моделирования и т.д.
  • наличие системы оценки качества управления оборудованием в условиях тренажера

Блочные щиты многих электростанций в современной России не обладают ни свойством полноты представления информации, ни свойством удобства получения и анализа информации. Уже с этих позиций использование полномасштабных тренажеров для обучения операторов (если речь не идет об использовании полномасштабных тренажеров только для целей тестирования квалификации операторов) выглядит сомнительным.

Если бы разработчики полномасштабных тренажеров были бы в состоянии обеспечить все другие перечисленные выше свойства тренажеров, то их можно было бы рассматривать как альтернативу тренажерам фирмы “Тренажеры для электростанций”. Однако, все силы разработчиков полномасштабных тренажеров, видимо, уходят на воспроизведение блочного щита, а качество моделирования объекта, как правило, оставляет желать лучшего. При таком положении вещей полномасштабный тренажер, даже если он относительно дешевый, превращается в бесполезную игрушку, деньги на которые потрачены зря. Если же полномасштабный тренажер в большей или меньшей степени обладает всеми перечисленными качествами, то цена его для российской тепловойэнергетики будет запредельной.


Утверждение. Тренажер должен воспроизводить в точности весь тот набор измерений, которые есть на реальном блоке.

Ответ. Те переменные реального блока, которые отражают в основном ремонтное состояние оборудования, по нашему мнению нет необходимости воспроизводить в тренажере. Например, вибрация подшипников. Как оператор своими умелыми или неумелыми действиями может повлиять на вибрацию подшипников? Практически никак. А что надо делать, если возникла недопустимая вибрация подшипников? Пускаться нельзя, если турбина стоит. Надо останавливаться, если турбина работает. Останов турбины вследствие вибрации подшипников производится точно так же как и останов турбины по любой другой причине. Поэтому для того чтобы тренировать в тренажере останов турбины вследствие вибрации, не надо иметь значение самой вибрации.

С другой стороны, для того чтобы неопытный обучаемый мог понимать, что происходит на оборудовании, как правило, тех данных, которые есть на реальном блочном щите реального энергоблока, недостаточно. Например, в реальных АСУ, как правило, нет расходов пара из отборов турбины на ПВД, а для того чтобы понять технологию подключения ПВД, эти расходы нужны. Другой пример, чтобы понять как работает турбина, желательно видеть как в том или ином режиме ее работы происходит срабатывание теплосодержания пара в отсеках турбины, как меняются расходы пара от отсека к отсеку, а этих данных принципиально нет на реальных блоках.

Поэтому тренажеры должны уметь выводить обучаемому гораздо больше информации, чем есть на реальном блоке. Конечно, это имеет свой эффект только в том случае, если тренажер реалистичен, и обучаемый доверяет тем значениям переменных, которые он видит в тренажере, в противном случае эти дополнительные переменные не нужны.

В тренажерах фирмы “Тренажеры для электростанций” могут быть 2 режима работы с переменными. В первом из них оператору выводятся все необходимые для обучения переменные, включая те, которых нет на реальном блоке. Во втором режиме, те переменные, которых нет на реальном блоке, убираются.

Первый режим задумывался нами как режим для обучения, а второй режим задумывался как режим для тестирования. Практика работы наших Заказчиков с тренажерами показала, что реально даже для тестирования умений оператора все пользуются первым режимом, когда есть возможность видеть значительно больше переменных, чем есть на реальном оборудовании. Здесь дело в том, что используемая в наших тренажерах система оценки качества работы оператора позволяет настолько глубоко оценить его умение управлять энергоблоком, что возможность убрать некоторые измерения оказывается излишней.


Утверждение. Фирма “Тренажеры для электростанций” создала хороший “инструмент для проведения соревнований”. Так пусть на этом “инструменте” и соревнуются, а покупать тренажеры для обучения операторов надо не у них. Их тренажеры вредны.

Ответ. Наши тренажеры, как было сказано выше, обладают следующими качествами:

  • полнота представления информации о состоянии технологического оборудования
  • удобство получения и анализа информации
  • удобство управления энергоблоком в условиях тренажера
  • адекватное моделирования объекта
  • наличие стандартных для современных тренажеров сервисных функций, таких как загрузка исходного состояния, заморозка процесса моделирования и т.д.
  • наличие системы оценки качества управления оборудованием в условиях тренажера

Что еще необходимо для организации процесса обучения на тренажере? Что тут вредного?


Утверждение. При моделировании объекта для тренажера необходимо придерживаться принципа разумной достаточности. Слишком сложные модели не нужны.

Ответ. Наш опыт говорит об обратном. Адекватность любого тренажера никогда не бывает избыточной. При этом существует тенденция, что чем более адекватен тренажер реальному объекту, тем больше пользователи, с одной стороны, ему доверяют, а с другой стороны, тем больше требуют от него в плане адекватности, и тем болезненнее они реагируют на любое нарушение адекватности.


Утверждение. Тренажеры фирмы “Тренажеры для электростанций” слишком дорогие для российской энергетики. Есть тренажеры гораздо более дешевые, их и надо покупать.

Ответ. Более дешевые тренажеры в России, конечно же, есть. Но обучать на них персонал нельзя. Как впрочем нельзя обучать персонал и на многих более дорогих тренажерах ряда других российских разработчиков.


Утверждение. Такая-то станция купила тренажер такой-то фирмы, на котором уже в течение нескольких лет регулярно проводится обучение персонала, и станция этим тренажером очень довольна?

Ответ. Мы достаточно часто слышим подобные высказывания. Зная технический уровень разработчиков тренажеров для обучения операторов котлов и турбин в тепловой энергетике России, мы можем утверждать, что такие заявления не могут соответствовать действительности. Каждый раз, когда удается поговорить в неофициальной беседе с оперативным персоналом такой станции, почему-то оказывается, что данный конкретный человек очень низкого мнения о тренажере, если, конечно, ему удалось на нем поработать.

Купить тренажер у другой фирмы могли – в этой части подобные утверждения оспаривать нельзя.

Обучения персонала на таком тренажере могли организовать – и в этой части подобное утверждение неоспоримо. При этом такой тренажер можно использовать только для изучения инструкции по эксплуатации энергоблока, т.е. для получения знаний, а не умений.

Руководители, купившие такой тренажер, могут публично быть им довольны, вне зависимости от того, что думает о тренажере оперативный персонал. А что еще руководителю делать? Признаться, что он заплатил большие деньги за пачку дискет и несколько компьютеров? Сегодня такое признание может стоить ему кресла.


Вопрос. Вы хотите сказать, что смогли сделать что-то, чего не смогли сделать ученые из лучших институтов страны?

Ответ. Посмотрите историю нашей фирмы. Мы начали заниматься технологией создания тренажеров для тепловых электростанций уже более 30 лет назад, причем первые 20 это была работа на будущее, без надежды на быстрый успех. У нас было время, и мы шли по самому сложному пути. Это позволило нам заложить в наше программное обеспечение правильные базовые принципы. А ведь при создании технологии для разработки тренажеров (еще не самих тренажеров, а технологии их создания) у разработчика есть искушение пойти по относительно короткому пути, который, как кажется, может быстрее принести первые результаты. Однако, следующие результаты после первых не придут никогда. На наш взгляд другие разработчики в России пошли именно по короткому пути, который ведет в никуда. На сегодняшний день только мы смогли сделать то, что другие не смогли и не смогут, до тех пор пока в большей или меньшей степени ни повторят наш путь.


Вопрос. А может быть все ваши тренажеры именно такие, как вы описали: ими все недовольны, кроме тех, кто принял решение их купить? Быть может, они используются только в качестве мебели, а вы всем рассказываете какие они хорошие?

Ответ. Залогом того, что наши тренажеры другие, являются следующие факты, которых в совокупности нет ни у кого другого разработчика: