Тренажеры

 
Архив о ходе и результатах тренажерной подготовки

Главная  —  Тренажеры  —  Тепловые тренажеры

Тренажер энергоблока 250 МВт с котлом ТГМП -314 и турбиной Т-250/300-240

Тренажер энергоблока 250 МВт использовался в качестве базового тренажера при проведении соревнований профессионального мастерства Мосэнерго (ТЭЦ-26, ноябрь 2000г.). В период подготовки к соревнованиям на нем прошли стажировку команды 5 электростанций.

Тренажер энергоблока 250 МВт разработки ЗАО "Тренажеры для электростанций" успешно прошел проверку на соответствие "Нормам годности программных средств подготовки персонала энергетики", включен в состав корпоративного фонда "Программные тренажерные и методические средства для подготовки персонала энергетики" и рекомендован Генеральной инспекцией по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" для использования на всех этапах подготовки оперативного персонала ТЭС.

Тренажер реализован для энергоблока, включающего газомазутный котел СКД типа ТГМП-314, турбину Т-250/300-240 и генератор ТВВ-320. Тепловая схема энергоблока показана на рис.1.

На рис.2 приведена видеограмма тренажера - активная мнемосхема главной электрической схемы станции (для повышения разнообразия и сложности электрических режимов в нее введен 2-й генератор).

В рамках тренажера реализованы основные компоненты автоматической системы управления: защиты, блокировки (в том числе электрические), основные автоматические регуляторы. Обучение и тренировки можно проводить как с полностью включенной автоматикой, так и с полностью или частично отключенной.

Рис.1. Тепловая схема энергоблока

Рис.2. Мнемосхема главной электрической схемы станции

Тренажер обеспечивает рабочие места для обучения, тренировки и проверки квалификации операторов котлов, турбин, дежурных электриков, начальников смены котлотурбинного и электрического цехов, начальника смены станции. Возможность одновременной работы на тренажере большей или меньшей группы операторов определяется комплектацией тренажера. Если тренажер поставлен в максимальном аппаратном варианте, то на нем возможна одновременная работа двух операторов блока (или оператора котла и оператора турбины), начальника смены КТЦ, или старшего оператора блока, начальника смены электроцеха и/или НСС.

Тренажер обеспечивает возможность воспроизведения широкого спектра режимов работы оборудования, управляемых с БЩУ. Сюда относятся такие наиболее сложные режимы как пуски из различных тепловых состояний, остановы с различными режимами расхолаживания (и без них), работа по сложным диспетчерским графикам, переходы с одного вида топлива на другой (полностью или частично).

На рис. 3 представлены графики изменения некоторых существенных переменных при пуске блока из горячего состояния (после двух часов простоя в горячем резерве). Пуск включал все необходимые стадии: предпусковые операции на котле (вентиляция, продувка газопроводов), расхолаживание встроенных сепараторов, прогрев паропроводов и стопорных клапанов, включение защит, синхронизацию генератора и т.п.

Рис.3. График пуска

Тренажер обеспечивает возможность ввода инструктором разнообразных отказов, как вызывающих, так и не вызывающих необходимость немедленного останова оборудования. Сюда относятся:

  • разнообразные виды разрывов труб на котле, в частности, разрывы в экранах, ширмах, конвективных перегревателях, экономайзерах, причем инструктор может варьировать не только вид разрыва, но и его интенсивность (задавая через него расход среды);
  • отказы механизмов собственных нужд котлов (дымососов, вентиляторов, РВП) и турбин (насосы различного назначения) по любой из причин: потере питания, заклинивании, расцеплении механизма и электродвигателя (муфта, шпонка), в том числе групповые отказы при отключении шины СН без включения резерва;
  • отказы органов управления (задвижек, клапанов) в форме самопроизвольного закрытия, открытия или заклинивания с разнообразными аварийными последствиями, например:
    • потерей давления пара на уплотнения и в результате падением вакуума;
    • недопустимом повышением или падением температуры пара перед турбиной;
    • недопустимым повышением уровня в одном из подогревателей, или в конденсаторе, и т.п.
    • отказы в работе автоматических устройств, в том числе защит и блокировок (например, неправильная работа блокировки, не открывающей задвижку на линии рециркуляции при включении в работу ПЭН и закрытой задвижке на напоре вызывает недопустимый разогрев насоса);
    • КЗ на землю на одной из основных шин ОРУ;
    • и т.п.

Возможна и любая комбинация нескольких аварийных ситуаций.