Тестирование барабанного блока 200 МВт.
5. Опыты
5.1 Теплообмен от газов к металлу при опыте останова котла с последующим пуском из горячего состояния
Задачей этого опыта было показать, как моделируется газовый тракт котла.
Рассматривались параметры дымовых газов и металла в конвективном перегревателе котла 1-ой ступени.
На графиках можно увидеть, как в процессе опыта менялись следующие переменные:
BMAZSC – расход мазута в котел (кг/сек)
OXIG – содержание кислорода в уходящих газах (проценты)
FDI14M – расход пара с котла по нитке А (тон/час)
RA11T2 – температура острого пара в паропроводе острого пара за котлом (°С)
TGMKH1 – температура газов в КПП-1 (°С) (средняя)
KH1Tma – средняя температура металла теплообменников в районе КПП-1 (°С)
TZMKH1 – средняя температура загрязненной стенки теплообменников в районе КПП-1 (°С)
WGKH1 – скорость газового потока в районе КПП-1 (метр/сек)
ALKKH1 – коэффициент теплоотдачи конвекцией к чистому металлу (ккал/(м2×ч×°С))
KH1Nu – коэффициент кинематической вязкости газов КПП-1 (n×106, м2/сек )
KH1Li – коэффициент теплопроводности для газов КПП-1(l×102, ккал/(м×час×°С)
KH1Pr – критерий Прандтля для газов в КПП-1
BLKH1 – степень черноты газового потока в районе КПП-1
ALLKH1 – коэффициент теплоотдачи излучением газов к чистому металлу (ккал/(м2×ч×°С))
ALGKH 1 – общий коэффициент теплоотдачи от газов к загрязненному металлу (ккал/(м 2×ч×°С))
Опыт был построен следующим образом. Сразу же после начала опыта сработала защита, которая остановила котел и турбину. Оператором была произведена вентиляция топки после останова, которая заняла около 10 минут. После этого блок был законсервирован с тем, чтобы сохранить тепло для последующего пуска.
Через 1 час после останова оператор начал пуск котла. В момент времени 1 час 3 минуты началась вентиляция топки перед розжигом. В 1 час 20 минут был осуществлен розжиг котла.
Опыт продолжался около 4 часов, хотя графики покрывают только первые 3 часа опыта.
Результаты опыта представлены 3 парами графиков, каждый из которых содержит по 5 переменных. В каждой паре рисунок с индексом a ) показывает изменение выбранных переменных в первые 90 минут опыта, а рисунок с индексом b ) показывает изменения тех же переменных в следующие 90 минут опыта.
Как изменялись выбранные переменные?
В процессе вентиляции топки после останова (время 1-10 минут) через котел проходило относительно много воздуха, необходимого для вентиляции. Массовый расход воздуха был даже несколько больше, чем расход воздуха в номинальном состоянии, однако скорость газов в районе КПП-1 ( WGKH 1) значительно упала по сравнению с номинальным значением: в процессе вентиляции топки скорость газов в районе КПП-1 ( WGKH 1) была около 2.6 метров в секунду (рисунок 1-б), в то время как при номинальной нагрузке котла скорость была равна 8.8 метров/секунду. Это обусловлено тем, что температура газов в районе КПП-1 (TGMKH1) в процессе вентиляции была значительно ниже, чем при номинальной нагрузке.
В это же время происходило следующее:
- температура газов в районе КПП-1 ( TGMKH 1) снизилась с номинального значения 1000 °С до значения примерно 220 °С и стабилизировалась (рисунок 1-а)
- средняя температура металла теплообменников в районе КПП-1 (KH1Tma) плавно падала с номинального значения 490 °С до 370 °С (рисунок 2-а)
- температура пленки загрязнения поверх чистого металла ( TZMKH 1) также падала, и все время была меньше температуры чистого металла (KH1Tma) - рисунок 2-а
- коэффициент кинематической вязкости газов в районе КПП (KH1Nu) упал с номинального значения 172.5 до 34 и стабилизировался (рисунок 2-а)
- коэффициент теплопроводности газов в районе КПП (KH1Li) упал с номинального значения 9.6 до 3.6 и стабилизировался (рисунок 3-а)
- критерий Прандтля для газов в КПП-1 (KH1Pr) вырос с номинального значения 0.58 до значения 0.66 (рисунок 3-а)
- коэффициент конвективной теплоотдачи (ALKKH1) упал с номинального значения 57 до значения 32;
- степень черноты газов в КПП-1 (BLKH1) упала с номинального значения 0.14 до значения 0.06, что соответствует отсутствию продуктов сгорания при температуре 200-250°С (рисунок 3-а)
- лучистый коэффициент теплоотдачи (ALLKH1) упал с номинального значения 33 практически до нуля
- общий коэффициент теплоотдачи (ALGK H 1) от газов к металлу с учетом загрязнения металла упал с номинального значения 57 до значения 20 (рисунок 3-а)
Коэффициент конвективной теплоотдачи зависит от коэффициента теплопроводности в первой степени и от частного при делении скорости газов на коэффициент кинематической вязкости в степени 0.65, кроме того он зависит еще и от критерия Прандтля в степени 0.33.
Попробуем на основе имеющихся графиков подтвердить, что в тестируемом тренажере коэффициент конвективной теплоотдачи рассчитывается по формуле:
Alfa = k×l×(w/n)0.65×Pr0.33
где k – постоянный коэффициент, зависящий от конструкции газохода КПП-1,
l - коэффициент теплопроводности газов
w – скорость газов
n - коэффициент кинематической вязкости газов
Pr - критерий Прандтля для газов
В номинальном состоянии имеем:
l×(w/n)0.65×Pr0.33=9.6×(8.8/172.5)0.65×0.580.33=1.1593
Номинальное значение коэффициента конвективной теплоотдачи (ALKKH1) равно 57. Если наше предположение верно, то k=57/1.1593=49.2
Тогда наше предположение звучит так: в тестируемом тренажере коэффициент конвективной теплоотдачи рассчитывается по формуле:
Alfa = 49.2×l×(w/n)0.65×Pr0.33
Исходя из имеющихся на рисунках 1-3 данных, в момент времени 7 минут имеем:
49.2×l×(w/n)0.65×Pr0.33=49.2×3.7×(2.7/33)0.65×0.6650.33=31.3
На рисунке 2-а видим, что в момент времени 7 минут коэффициент конвективной теплоотдачи (ALKKH1) был примерно равен 32 – наше предположение подтверждается.
Продолжим анализ опыта.
Оператор закончил вентиляцию и закупорил котел для того, чтобы сохранить тепло для предстоящего пуска. Начался процесс естественного остывания.
При этом температура металла в районе КПП-1 (KH1Tma) стала уменьшаться очень медленно (рисунок 1-а), поскольку этот участок находится внутри котла, который был закупорен. В это же время температура пара в паропроводе острого пара ( RA11T 2) падала гораздо активней (рисунок 1-а), поскольку у паропровода есть потери тепла через изоляцию.
Отметим, что в это время температура загрязняющей пленки на поверхности металла РПП-1 (TZMKH1) сравнялась с температурой самого металла (KH1Tma) (рисунок 2-а).
Скорость газа в районе КПП-1 (WGKH1) упала практически до 0 (рисунок 1-а), в результате чего коэффициент конвективной теплоотдачи (ALKKH1) также значительно снизился (рисунок 2-а).Температура газов (TGMKH1) поднялась до 345°С (рисунок 1-а), а температура металла (KH1Tma) стала равна 350°С (рисунок 2-а) – при отсутствии расхода газов их температура становится равной температуре металла.
Коэффициент кинематической вязкости газов (KH1Nu) установился на новом значении чуть меньше 50, что также соответствует новой температуре газов 350°С.
Вслед за увеличением температуры газов:
- коэффициент теплопроводности газов (KH1Li) также увеличился до нового значения 4.5 (рисунок 3-а)
- критерий Прандтля для газов (KH1Pr) уменьшился до значения 0.65 (рисунок 3-а)
В момент времени 1 час оператор приступил к растопке котла.
В период времени от 1 час 5 минут до 1 час 15 минут производилась вентиляция котла перед растопкой. Эта вентиляция производилась при меньшем расходе воздуха по сравнению с вентиляцией в период с 1-ой по 10 минуты после остановки блока. В результате в процессе этой новой вентиляции:
- скорость газов в районе КПП-1(WGKH1) поднялась до 1.6 м/сек, в то время как во время первой вентиляции она была 2.6 м/сек (рисунок 2-а)
- температура газов в районе КПП-1 (TGMKH1) упала до уровня 250°С, но это выше чем при первой вентиляции, поскольку расход воздуха при второй вентиляции был меньше (рисунок 1-а)
- температура острого пара в паропроводе ( RA11T 2) стала уменьшаться более активно потому, что к процессу естественного остывания добавился процесс падения давления в паровом тракте котла в результате вентиляции (рисунок 1-а)
- температура металла КПП-1 (KH1Tma) стала снижаться более активно, поскольку в газоходе КПП-1 появился расход относительно холодного воздуха (рисунок 2-а)
- температура пленки загрязнения поверх чистого металла ( TZMKH 1) стала ниже температуры металл КПП-1а (KH1Tma) – рисунок 2-а
- все другие переменные также отреагировали реалистично
В момент времени 1 час 20 минут был произведен розжиг котла. Появился расход мазута в топку (B MAZSC ), содержание кислорода (OXIG) стало около 12 процентов. Появился расход пара с котла. Напомним, что в первой части опыта с одной стороны 2 раза проводилась вентиляция топки, а с другой стороны, в силу того, что котел был закупорен, не было расхода пара с котла. Как результат этих факторов, металл внутри обогреваемой зоны котла охладился значительно сильнее, чем металл необогреваемых паропроводов, охлаждение которых состояло только в естественном остывании. Поэтому перед началом растопки котла пар в необогреваемых паропроводах был значительно горячее пара внутри котла. В результате, как только после розжига котла появился расход в главный паропровод относительно холодного острого пара, то температура пара в паропроводе резко упала. Все эти явления хорошо видны на рисунке 2-а.
Кроме этого произошло следующее:
- в результате горения топлива температура газов в районе КПП-1 (TGMKH1) возросла до уровня 600°С (рисунок 2-б)
- вследствие повышения температуры газов (TGMKH1) и увеличения их количества возросла скорость газов (WGKH1) - рисунок 2-б
- как следствие главным образом повышения скорости газов, возрос коэффициент конвективной теплоотдачи (ALKKH1) – рисунок 2-б
- температура метала (KH1Tma) стала увеличиваться, при этом температура загрязняющей пленки на поверхности металла (TZMKH1) стала выше температуры металла – рисунок 2-б
- коэффициент кинематической вязкости газов (KH1Nu) увеличился вследствие увеличения температуры газов – рисунок 2-б
- изменилась чернота потока газов (BLKH1) вследствие того, что в дымовых газах появились продукты сгорания – рисунок 3-б
- как следствие главным образом изменения температуры газов (TGMKH1), возрос коэффициент лучистой теплоотдачи (ALLKH1) – рисунок 3-б
- коэффициент теплопроводности (KH1Li) и критерий Прандтля (KH1Pr) для газов отреагировали адекватно – рисунок 3-б
Давайте для момента времени 1 час 30 минут подсчитаем по графикам значение выражения
49.2×l×(w/n)0.65×Pr0.33=49.2×6.4×(2.2/90)0.65×0.610.33=23.96
По графику на рисунке 2-б в это же время значение коэффициента конвективной теплоотдачи (ALKKH1) равно примерно 24. Таким образом, можно сделать теперь уже подтвержденный вывод, что в тестируемом тренажере коэффициент конвективной теплоотдачи от дымовых газов к металлу во всех режимах рассчитывается по формуле:
k×l×(w/n)0.65×Pr0.33
Стоит отметить, что при разработке тестируемого тренажера коэффициент k был определен не на основе наблюдения за поведением реального объекта, а по конструктивным данным котла. Существует специальная технология определения коэффициент k для перегревателя любого типа для котла любого типа. Российская фирма "Тренажеры для электростанций" владеет этой технологией.
Значительная часть приведенных здесь переменных не поддается аппроксимации и верификации по результатам проведения испытаний на реальном оборудовании просто потому, что эти переменные на реальном оборудовании не измеряются. В то же время для расчета теплообмена между дымовыми газами и металлом на основе фундаментальных физических законов и критериальных уравнений теплообмена некоторые из приведенных здесь переменных необходимы. Если разработчик тренажера не в состоянии продемонстрировать на достаточно сложных опытах реалистичные графики изменения большинства из представленных в этом тесте переменных, или их аналогов, то скорее всего, данный разработчик не применяет критериальных уравнений теплообмена для вычисления теплоотдачи от дымовых газов к металлу.
Выводы из данного опыта.
Тестируемый тренажер во всех режимах работы блока правильно рассчитывает:
- температуру газов в газоходах котла
- обогреваемые поверхности котла и его необогреваемые поверхности, без объединения этих поверхностей в единое целое
- температуру металла теплообменников котла, при этом учитывается загрязнение металла отложениями продуктов сгорания
- скорость движения дымовых газов в газоходах котла с учетом изменения температуры и расхода дымовых газов.
- теплообмен от дымовых газов к металлу на основе критериальных уравнений теплообмена; аппроксимация не применяется
Рисунок 1-а
Рисунок 1-б
Рисунок 2-а
Рисунок 2-б
Рисунок 3-а
Рисунок 3-б
Опыт 5.2 >>>
Опыт 5.3 >>>
Опыт 5.4 >>>
Опыт 5.5 >>>
Заключение >>>